В Красноярском крае прошла Х Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век: субъекты воспитания в формировании российской гражданской идентичности»

09.12.2017

     7-8 декабря 2017 года в Красноярском крае состоялась Х Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век: субъекты воспитания в формировании российской гражданской идентичности».

     Процесс формирования российской гражданской идентичности в нашей стране находится на начальном этапе. Он идет медленно и усложняется глобальными вызовами, которые постоянно меняют свою форму. Субъекты воспитания в ХХI веке представляют из себя не только классическую школу и семью, но и пополняются участниками электронного информационного пространства.

  Мир, ускорившийся посредством киберпространства, создает замену физической, географической реальности, разрушает национально-государственную и этническую идентичности.

     Как организовать воспитательную политику в этих условиях? Как учесть и использовать потенциал новых субъектов воспитания и отследить возможности традиционных? Как организовать процесс воспитания и гражданского образования во всем его многообразии: общественно-политическом, духовном, поликультурном, экологическом, антикоррупционном и антиэкстремистском ключе?  
Ответы на поставленные вопросы участники конференции искали через обсуждение современной ситуации, сложившейся в воспитании учащихся и молодежи, имеющихся лучших практик, обозначение основных заявленных предметных понятий, подходов, приоритетов и постановку задач системе воспитания Красноярского края.

     Открыла Конференцию Чиганова Елена Анатольевна, ректор Красноярского краевого института повышения квалификации, которая представив основные проблемы и вызовы построения воспитательных практик в современных условиях, обосновала актуальность заявленной тематики, также ею были представлены имеющиеся заделы и предполагаемые варианты развития. Кроме этого, Елена Анатольевна обозначила субъектов  воспитания, различные среды воспитания, предметное понимание «российская гражданская идентичность», результаты социологических опросов российской молодежи о ценностных ориентациях, актуализировала необходимость принципиального изменения модели и механизма социализации детей и подростков.  Подробнее ...

     В рамках Конференции Красноярский краевой центр туризма и краеведения  организовал и провел презентационно – практическую сессию «Ресурсы школьных музеев в формировании российской гражданской идентичности подрастающего поколения Красноярского края». 

     Краевой центр туризма является региональным ресурсным центром по развитию детского туризма в Красноярском крае. Одним из стратегических направлений деятельности учреждения является становление системы гражданско-патриотического воспитания в образовательных учреждениях Красноярского края. Данная система включает в себя: проведение ежегодных краевых массовых образовательных мероприятий; информационно-методическое обеспечение туристско-краеведческой деятельности; реализацию дополнительных общеразвивающих программ; разработку и апробацию модельных ситуаций в области гражданско-патриотического воспитания; повышение профессионального мастерства педагогических кадров, занимающих туристско-краеведческой деятельностью.

     Выстроена система организации и проведения краевых мероприятий гражданско-патриотической направленности, основными участниками которых являются школьные музеи, обозначенные в «Концепции развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014 - 2018 годы», как один из субъектов патриотического воспитания в Красноярском крае.

     На Конференции обсуждались образовательные практики, наработанные в школьных музеях.

«Формирование российской гражданской идентичности подрастающего поколения Ачинского района» (на примере изучения знаковых событий истории России) - Легких Моника Викторовна, руководитель школьного музея «Истоки» Ключинской СОШ Ачинского района, Абсолютный победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»

«Ресурсы проектной деятельности в патриотическом воспитании обучающихся» - Крамная Надежда Константиновна, руководитель школьного краеведческого музея «Земляки» Бражненской СОШ Канского района

«Развитие исследовательской компетентности обучающихся как базовое условие формирования российской гражданской идентичности» - Ваганова Татьяна Владимировна, учитель истории, руководитель школьного музея МБОУ «Средняя школа № 69» г. Красноярска

 «Школьный музей - ресурс достижения образовательных результатов обучающихся в современных условиях» - Меньшикова Людмила Борисовна, учитель литературы, руководитель школьного музея МАОУ «Гимназия №13 «Академ»

 «Формирование ценности «Семья» как базовое условие становления российской идентичности младшего школьника» (на примере реализации дополнительной общеразвивающей программы «Моя родословная») - Рыжако Александр Вависльевич, учитель истории,  руководитель историко-краеведческого музея «Земля Кожановская» МБОУ Кожановская СОШ Балахтинского района

«Школьный музей – важное условие для формирования гражданской позиции современного школьника» - Зраева Оксана Васильевна, учитель начальных классов, руководитель школьного музея МБОУ «Школа №8» г. Ачинска, победитель конкурса «Учитель Красноярского края - 2017»

«Патриотическое воспитание подрастающего поколения Абанского района средствами туризма и краеведения (на примере реализации дополнительной общеразвивающей программы «Я - патриот своей Родины» - Бабкова Елена Александровна, ведущий специалист отдела общего и дополнительного образования Управления образования администрации Абанского района.

    Обсуждение представленных образовательных практик позволил участникам сделать основной вывод - у ребят, изучающих историю своей семьи, школы, малой Родины, России формируется исторический образ России, с ее великой историей, победой и культурой, которые становятся основными ценностями духовно-нравственного развития ребенка. Именно такой образ позволяет подрастающему поколению осознавать достоинства своей страны и формировать позитивный образ России, который становится базовым ресурсом формирования российской гражданской идентичности подрастающего поколения. 

   На Конференции впервые проводился круглый стол «Гуманитарная безопасность в системе формирования российской гражданской идентичности и противодействия экстремизму», одним из инициаторов которого являлся краевой центр туризма. Наше учреждение имеет успешную многолетнюю практику по работе с детьми в области безопасного поведения в различных средах (природной, социальной), при этом, в последнее время в обществе актуализировались проблемы, связанные с информационной безопасностью, которая, в свою очередь, влияет на глобальную безопасность человечества.

   В работе круглого стола приняли участие представители различных ведомств и учреждений: ГУ МЧС России по Красноярскому краю, КГПУ им. В.П.Астафьева, СОШ №150 г. Красноярска, СФУ, МАУ ЦППМиСП «Эго», КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения» и др.

    Проблема экстремизма в социальных сетях и его последствий для психического  развития ребенка была обозначена директором МАУ ЦППМиСП «Эго» Юрковым Д. В. Дети считаются уязвимыми в информационном поле, иногда они один на один с опасностью остаются в социальных сетях. Как обеспечить информационную безопасность детей, какие субъекты и за что должны нести ответственность при этом, какие ресурсы необходимы для формирования личной безопасности ребенка и в целом гуманитарной безопасности подрастающего поколения – вопросы, на которые необходимо совместно искать ответы всем субъектам.

    Современная ситуация, сложившаяся в воспитании учащихся и молодежи и обсуждаемая участниками Конференции, актуализировала необходимость мобилизации ресурсов всех субъектов воспитания в формировании российской гражданской идентичности подрастающего поколения Красноярского края.

 Белинская Татьяна Викторовна, заместитель директора, КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения»





Возврат к списку