Календарь

Работа с одаренными детьми

На протяжении нескольких лет КГБОУ ДОД ККДЮЦ «Центр туризма и краеведения» (далее – Центр) осуществляет работу с одаренными детьми в области туризма и краеведения.

Основными механизмами выявления одаренных детей и молодежи являются: реализация дополнительных образовательных программ, направленных на работу с данной категорией детей, организация и проведение краевых конкурсных мероприятий.

В Центре реализуется 9 дополнительных образовательных программ, из них 2 программы направлены на развитие одаренности в области спорта (спортивного туризма), профессиональное самоопределение и становление учащихся.

Дополнительная образовательная программа «Туристское многоборье» направлена на выявление, развитие и поддержку одаренных детей в области спортивного туризма.  Центром разработана и проходит первичную апробацию система диагностики одаренных детей в рамках краевой интенсивной школы «К вершинам туристского мастерства». В данной интенсивной школе главной стратегией реализации программы является организация работы с детьми по осмыслению ими собственных достижений, по разработке и реализации собственных индивидуальных программ развития, в основу которых положены самостоятельные разработки техник и тактик прохождения дистанций 3-4 класса по спортивному туризму.

Участники программы предъявляют уровень своей подготовленности на краевых массовых туристско-спортивных мероприятиях, где занимают призовые места и повышают свой спортивный разряд (11% учащихся занимают призовые места, 90% учащихся повысили свой спортивный разряд). По итогам участия в программе составлен рейтинг учащихся, имеющие высокие достижения в области спортивного туризма.

В рамках дополнительных образовательных программ «Юный спасатель» и «Школа безопасности», направленных на самоопределение учащихся по отношению к профессиям, обеспечивающим безопасность жизнедеятельности людей через  предпрофессиональные пробы в аварийно-спасательном деле, разработана и апробирована модельная ситуация по включенности детей, занимающихся туристско-краеведческой деятельностью, в олимпиадное движение по предмету ОБЖ.

Центром выстроена многоуровневая система проведения массовых образовательных мероприятий туристско-краеведческой направленности. За 2009-2011 гг. организовано 24 краевых мероприятия, включающих школьные, муниципальные этапы. Победители краевого этапа конкурсов становились участниками, победителями и призерами межрегиональных, всероссийских мероприятий: Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» (2009 г., 2010 г.), Первенства России по пешеходному туризму среди обучающихся (2009 г., 2010 г.), Первенства России по лыжному туризму среди обучающихся (2011 г.), Всероссийских соревнований учащихся по спортивному туризму на пешеходных дистанциях (зимняя программа) (2010 г., 2011 г.), Всероссийских соревнований учащихся «Школа безопасности» (2009 г., 2011 г.).

В целях выявления и поддержки одаренных детей и молодежи, Центр осуществляет взаимодействие со следующими учреждениями:

  • ГУ МЧС России по Красноярскому краю;
  • КГКУ «Спасатель»;
  • Федерация спортивного ориентирования Красноярского края;
  • Краевая федерация спортивного туризма;
  • КГПУ им. В.П. Астафьева;
  • ГОУ ВПО СФУ.


Нормативная документация

  • Рабочая концепция одаренности. Федеральная целевая программа “Одаренные дети” Министерство  образования Российской Федерации. подробнее
  • Проект концепции работы с одаренными школьниками в Красноярском крае до 2015 года «Одаренные дети Красноярья» подробнее
  • Долгосрочная целевая программа «Одаренные  дети Красноярья» на 2011–2013 годы подробнее


Материалы для работы

  • Одаренный ребенок: как ему помочь? Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов  «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 2011 год подробнее
  • Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей подробнее
  • Перспективы выявления и развития одаренных школьников средствами ДО подробнее