Адаптированные дополнительные общеобразовтельные программы

Основные термины

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (273-ФЗ, ст. 2, п. 9).

Адаптированная образовательная программа (АОП) – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (273-ФЗ, ст. 2, п. 28). АДОП – адаптированная дополнительная образовательная программа.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 

Индивидуальный учебный план (ИУП) – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (273-ФЗ, ст. 2, п. 23).

Нормативные документы, регламентирующие разработку и реализацию программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В федеральном проект «Успех каждого ребенка», являющегося звеном национального проекта «Образование», определены целевые показатели по охвату детей с ОВЗ и инвалидностью. Так, к 2024 г. доля детей с ОВЗ и инвалидностью, включенных в систему дополнительного образования, должна составить 70%.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон № 273 выделил некоторые особенности реализации данных образовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК

Приказом Минобрнауки России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» устанавливаются требования к организациям, осуществляющим образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, в части дополнительного образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Приказом Минпросвещения России от 3.09.2019 № 467 утверждена Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, обязательная для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, а также индивидуальных предпринимателей.

В структуру Целевой модели ДОД включены общие требования: к порядку обновления методов обучения и содержания дополнительных общеобразовательных программ, структуре управления региональной системой дополнительного образования детей, организационно-финансовой структуре региональной системы дополнительного образования детей, кадровому обеспечению региональной системы дополнительного образования детей, использованию инфраструктурных и материально-технических ресурсов региональной системы дополнительного образования детей.

«Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства», в том числе с использованием дистанционных технологий (Приказом Минобрнауки России от 9.11.2018 № 196, п. 21).

Цели и задачи программы должны быть соотнесены с ожидаемыми образовательными результатами, учитывающими данные потребности. Под образовательными результатами обучающихся, согласно ориентации на «метапредметные и личностные результаты образования», а также «интеграции дополнительного и общего образования», направленной на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом (из целей и задач развития дополнительного образования детей, обозначенных в Концепции), понимаются: – предметные результаты (в результате освоения программы обучающийся должен «знать», «уметь», «владеть»); – метапредметные (универсальные учебные действия или базовые учебные действия в случае ментальных нарушений потенциальных обучающихся); – личностные (список разрабатывается совместно с педагогом-психологом или в рамках психолого-педагогического консилиума и утверждается самостоятельно образовательной организацией. 

Основной целью адаптированной общеобразовательной программой является социализация обучающихся, родителей. Получение социальных навыков, профориентация.

Задачами программ могут быть:

- формирование мотивации, потребностей социальной адаптации, овладение социальными ценностями;

– накопление социальных понятий, представлений; становление социальных чувств, эмоциональных переживаний, сопровождающих социальные или антисоциальные поступки, волевые проявления детей с ОВЗ;

– обогащение опыта поведения, действий, одобряемых обществом.

В программе к характеристике обучающихся, должны быть указаны особые образовательные потребности тех нозологических групп, которые являются целевой аудиторией программы. 

Письмо Министерства образования и науки России от 29 марта 2016 г. №вк-641/09 "О направлении методических рекомендациях по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ".

Письмо Минпросвещения России  "О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ от 01.08.2019 г. № ТС-1780/07 

На сайте Института сравнительной образовательной политики размещена подробная информация о сопровождение развития дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и с инвалидностью в субъектах Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» - http://unisop.rudn.ru/OVZ/OVZmain

На сайте размещены записи вебинаров по данной тематике,

методические рекомендации  по нормативному регулированию в субъектах Российской Федерации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью


Адаптированные дополнительные общеобразовательные программы, реализуемые Красноярским краевым центром туризма и краеведения для обучающихся с ОВЗ

«Мир, в котором я живу»«Юные туристы - экологи», реализуемые в очной форме, направлены на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья средствами экологии, туризма и краеведения (умственная отсталость), срок реализации 2 года, 3 года соответственно.

«PROдвижение ТУРИЗМА», реализуемые в очной форме, направлены на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья средствами экологии, туризма и краеведения (слабовидящие), срок реализации 1 год.