Обновление содержания ДО

Современная система дополнительного образования детей переживает глубокие трансформации, которые приводят к пересмотру и изменению фундаментальных основ, на которых оно было построено.

Данный раздел сайта создан в помощь педагогам Красноярского края в целью обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ,  создания образовательных и коммуникативных пространств для реализации значимых деятельностных проб детей в области туризма, краеведения, безопасной жизнедеятельности в природной среде, обеспечивающих освоение обучающимися актуальных компетенций, знаний, умений, навыков, опыта, получаемых в рамках программ дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности.

С целью организационно-методической помощи педагогическим командам в реализации задач федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»  разработаны типовые модели создания новых мест для дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности "Станция туризма", "Топос". Типовые модели по направленностям задуманы в идеологии развития и обновления содержания, технологий дополнительного образования в соответствии с целевой моделью развития системы дополнительного образования.

   
   В типовой модели  «Топос» вложена идея «универсального конструктора», создания в каждом регионе, с учетом его специфики, уникальной точки «Топос. Регион». Общие принципы модели связаны с организацией деятельности обучающихся на местности в логике открытых образовательных пространств на основе экосистемного подхода в образовании: по изучению мира вокруг себя и проектированию развития локальных территорий.         Типовая модель "Станция туризма" ориентирована на познание родного края, России, ее исторического, природного, культурного наследия. При этом обучающиеся включаются в активную поисково-исследовательскую деятельность в области краеведения. Обучение в рамках типовой модели «Станция туризма» предполагает активную опору на жизненный опыт и школьные знания при подготовке и проведении походов.


Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (далее - ДООП)

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
- постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» 
- приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
«Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (п.9, ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»).

В соответствии с п.9. ст.2. Федерального закона «Об образовании в РФ» к основным характеристикам образования, которые в обязательном порядке должны быть отражены в образовательных программах относятся: объем, содержание и планируемые результаты.

Минимальный объем образовательной программы и каждой ее части (учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) – не менее 8 академических часов. Трудоемкость учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик указывается через их объем в учебном плане образовательной программы. Для конкретной группы обучающихся объем программы конкретизируется в рабочей программе.

Для ДООП планируемые результаты строго нормативно не закреплены. Они определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом п.1. ст. 75 Федерального закона «Об образовании в РФ»: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию…». В зависимости от специфики программы планируемые результаты могут быть определены как ко всей образовательной программе, так и к ее частям (учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям)). Для указания планируемых результатов освоения образовательной программы целесообразно в структуре программы выделить специальный структурный компонент «Образовательный результат».

ДООП реализуются за рамками нормативного поля федеральных государственных образовательных стандартов, в связи с этим, перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) не должен включать в себя, прежде всего, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) примерных основных общеобразовательных программ, как обязательного гарантированного государством уровня образования, а также программ профессионального образования и профессионального обучения. В рабочих программах ДООП может быть использовано содержание лишь отдельных тем примерных основных образовательных программ, необходимых для освоения содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Современный социальный заказ и обновленная законодательная база в сфере образования сделали востребованными разноуровневые образовательные программы, краткосрочные и модульные образовательные программы. Разноуровневые образовательные программы позволяют обеспечить возможность занятий по программе всем детям независимо от способностей и уровня общего развития. Краткосрочность и модульность образовательных программ рассматриваются как механизм вариативности, повышения качества и доступности дополнительного образования, его востребованности с учетом реальных запросов потребителей услуг, обеспечения клиентоориентированности.

Содержание и материал программы дополнительного образования детей делится на следующие уровни сложности:

1. «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

3. «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Краткосрочная образовательная программа – образовательная программа, ограниченная сроком реализации не более 4 месяцев и объемом не менее 8 академических часов. Модульная образовательная программа – образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая в себя относительно самостоятельные дидактические единицы – модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность. Модульная образовательная программа дает обучающемуся возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения, возможность построения индивидуальных учебных планов. Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 академических часов. На модульном принципе может быть построена как вся образовательная программа, так и какой-то один ее уровень (например, стартовый).

Тот или иной уровень сложности образовательной программы, образовательный модуль являются относительно самостоятельными частями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, который может быть освоен обучающимися отдельно от всей образовательной программы, то есть по индивидуальному учебному плану. В этом случае оказание образовательной услуги направлено на освоение не всей образовательной программы целиком, а ее конкретной самостоятельной части (частей).

В составе образовательной программы могут быть выделены следующие относительно самостоятельные документы: 

  - Образовательная программа (разрабатывается заведующим, методистом или проектной группой педагогов; рассматривается на заседании методического совета; утверждается директором; корректируется и пересматривается по мере необходимости, например, при введении новых дисциплин (модулей); 

 - Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) на учебный год (составляются педагогом для соответствующей группы обучающихся; корректируется и 14 пересматривается в течение года по мере необходимости; согласуются и проверяется ответственными должностными лицами. Допускается составление рабочей программы для нескольких групп обучающихся, при условии их однотипности (год обучения, возраст, имеющиеся и планируемые достижения и др.); 

 - Календарный учебный график на учебный год (разрабатывается заведующим по учебно-воспитательной работе по представлению педагогов в соответствии с утвержденной образовательной программой и индивидуальными учебными планами; корректируется и пересматривается ежегодно и/или по мере открытия новых групп).