Красноярск – город гор и лесов


Разработчик маршрута: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», г. Боготол; МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени А.С. Пушкина», г. Минусинск
Автор(ы) маршрута: Солдатенко Наталья Анатольевна, заместитель директора, учитель географии МБОУ «СОШ № 3», Роговая Екатерина Александровна, советник директора МБОУ «СОШ № 3», Хорошева Галина Юрьевна, заместитель директора, учитель географии МОБУ «СОШ № 3 им. А.С. Пушкина», Рандовцева Наталья Андреевна, учитель начальных классов МОБУ «СОШ № 3 им. А.С. Пушкина»

Название познавательного маршрута

«Красноярск – город гор и лесов»

Тема: Национальный парк «Красноярские Столбы» – особо охраняемая природная территория.  Лесное дело. Лесной баланс. Вредители леса. 

Ключевые направления

#Красноярск  #Красноярские Столбы  #лесное­_дело  #экосистема #сукцессия

Краткое описание маршрута

Маршрут «Красноярск – город гор и лесов» позволяет сочетать умственный труд и физическую активность. Обучающиеся не только познакомятся с национальным парком «Красноярские Столбы» как особо охраняемой природной территорией, но и узнают о флоре и фауне нацпарка, полюбуются величественными скалами и раскроют скрытые в них образы. Они пройдут по экотропам, каждая из которых не только источник краеведческих знаний, но и лаборатория под открытым небом. Знания, полученные школьниками на интерактивных занятиях и во время наблюдений помогут им разработать и защитить исследовательские проекты по направлению «Лесное дело». Кроме того, ребята познакомятся с профессиями будущего, связанными с экологией.

Предполагаемая целевая аудитория

7-10 классы (13-16 лет)

Маршрут может быть пройден классными коллективами, семьями, клубами, малыми группами.

Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий (нарушения зрения, слуха, интеллекта) в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором) при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки.

На территории национального парка «Красноярские Столбы» для людей с ограниченными возможностями здоровья на территории созданы, адаптированы и усовершенствованы экологические тропы и места отдыха.  Для детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) – при наличии слухового аппарата / сурдопереводчика. Объекты показа на маршруте оборудованы специальными технологиями в рамках программы «Доступная среда».

Обоснование познавательного маршрута:

- образовательные результаты и воспитательные эффекты, в т.ч. результаты профориентации (при наличии данной целевой установки);

- интеграция в образовательные программы;

- формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов.

Образовательные результаты и воспитательные эффекты:

– представление о лесе как экосистеме, о типах лесов;

– развитие умения наблюдать и анализировать данные наблюдений, приводить доказательства взаимосвязи между живыми организмами и условиями среды их обитания и аргументировать основные правила поведения в природе;

– формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

– развитие навыков сотрудничества со сверстниками в проектно-исследовательской деятельности;

– готовность к практической деятельности экологической направленности: исследованию природы, художественно-эстетическому отражению природы, участию в природоохранной деятельности, умение оценивать объекты живой природы с эстетической точки зрения, осознание личной ответственности за состояние окружающей среды;

– способствование осознанному выбору будущей профессии, формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении общественных и государственных проблем.

Данный маршрут интегрируется в следующие образовательные программы:

программы воспитательной работы, дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, социально-гуманитарная направленности), образовательные программы основного общего образования (биология, география, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности), программы внеурочной деятельности.

Возможные уровни познавательной/образовательной нагрузки: ознакомительный, просветительский; досуговый, углубленный в рамках изучения учебного предмета.

Формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов:

– экскурсия;

– организованное наблюдение;

– практические таксационные измерения;

– работа с Дневником эколога-лесовода, выполнение интерактивных заданий;

– работа над исследовательским проектом;

– создание видеороликов и публикация постов о маршруте.

Ресурсы региона и района маршрута

Маршрут проходит в г. Красноярск

Транспортная доступность.

В г. Красноярск можно добраться авиа, железнодорожным и автомобильным транспортом. До начальной точки маршрута – Центрального входа в национальный парк «Красноярские Столбы» можно доехать на общественном транспорте: авт. № 19,50, 78 до ост. «Турбаза».

Национальный парк «Красноярские Столбы»

Расположен в окрестностях г. Красноярска, площадь 47 000 гектаров. Знаменит сиенитовыми скалами-останцами причудливой формы высотой до 90–100 метров. Всего в заповеднике насчитывается около ста скал.  В парке сохранено более 600 видов растений, 178 видов птиц, 50 видов млекопитающих и 20 видов рыб.

На территории парка основные тропы промаркированы, оборудованы указателями.

На маршруте имеется возможность питания в административном корпусе НПУ «Нарым»: обеды доставляются подрядчиком.

Имеются пункты быстрого питания, туалеты, пост спасателей, пункт медицинской помощи. Мобильная связь неустойчивая, Wi-Fi отсутствует.

Сезон и особые условия

Круглогодично. Ограничения по погодным условиям: зимой – температура воздуха ниже 20° мороза, снегопад, метель; летом и в межсезонье – ливень, гроза, туман.

Невозможность прохождения маршрута в периоды сохранения высокого класса пожарной опасности по условиям погоды.

В период активности клещей и насекомых – обработка репеллентами.

Экипировка, подходящая для пешей экскурсии в скальном районе, палки для треккинга.

Летом: достаточный запас питьевой воды, головной убор.

Зимой и в межсезонье: термос с горячим напитком, обувь с нескользящей плоской подошвой, многослойная одежда.

Протяженность и продолжительность маршрута

18 километров

8 часов (без учета дороги до Красноярска и обратно).

Маршрут может быть организован и как двухдневный с проживанием в гостинице НПК «Нарым» по договору с ФГБУ «Национальный парк «Красноярские Столбы» с включением посещения во второй день Гранитного карьера, Климатического маршрута и орнитологической площадки.

Нитка маршрута с инфраструктурными и природными объектами показа

г. Красноярск: Центральный вход в национальный парк «Красноярские Столбы» (ул. Свердловская 140/5) – кордон Лалетино – Научно-познавательный комплекс «Нарым» – ск. Слоник – ск. Первый Столб – ск. Внучка – ск. Бабка – ск. Дед – ск. Львиные ворота – ск. Перья – Научно-познавательный комплекс «Нарым» – кордон Лалетино – Центральный вход в национальный парк «Красноярские Столбы» (ул. Свердловская 140/5).

Дополнительные условия при прохождении маршрута

– стоимость проезда в общественном транспорте г. Красноярска.

–  стоимость услуг национального парка «Красноярские Столбы» – https://kras-stolby.ru/service/

– питание

На маршруте рекомендуется использовать таксационные приборы для исследования лесных насаждений (рулетка, мерная лента, компас, штангенциркуль). В случае прохождения по маршруту с сотрудниками нацпарка используется их оборудование (лазерный дальномер, мерная вилка, реласкоп-полнотомер, бурав и др., спилы деревьев, макет «Лесные насаждения», 3-D макет карбонового полигона).

Карта маршрута

Краткое описание движения по маршруту





На данном маршруте предусмотрены пешие передвижения по территории национального парка «Красноярские Столбы», а также передвижение на городском или заказном автобусе.

Маршрут начинается от остановки «Турбаза», до которой можно доехать на общественном транспорте (автобусы № 19, 50, 78), пройти вперед 350 метров вдоль ул. Свердловская и повернуть налево на асфальтированную дорогу. Двигаемся до кордона «Лалетино» и далее по грунтовой дороге до НПК «Нарым» 7 км. После занятия в НПК «Нарым» выходим на экскурсию в скальный район нацпарка. Подъем к скалам начинается с длинной деревянной лестницы, которая приводит к камню Слоник и Первому столбу. Тропа огибает Первый столб с правой стороны, имеет несколько развилок, обозначенных указателями. Проходим мимо небольших скал Бабка и Внучка к скале Дед. Затем спускаемся по тропе и поднимаемся к скалам Львиные ворота и Перья. Далее огибаем скалу Перья, возвращаемся к Первому столбу и спускаемся с лестницы к началу тропы. Возвращаемся в НПК «Нарым», а затем двигаемся обратно к Центральному входу в нацпарк.

Образовательные мероприятия: вводное занятие, мероприятия на основных объектах показа, рефлексия

На вводном уроке проводится тестирование (опрос) с целью определения уровня владения знаниями по теме образовательного путешествия. Ребята начинают заполнять «Дневник эколога-лесовода», рассуждают на темы «Чем тайга отличается от леса?» «Почему сокращаются лесные угодья?», затрагивают проблемы взаимоотношений природы, человека и общества в целом.  На организационном этапе проектно-исследовательской деятельности ребята ставят образовательные цели на путешествие. Выясняют, какие профессии в лесном деле существуют сегодня и знакомятся с профессиями будущего, связанными с экологией.

В ходе экскурсионного выхода в Скальный район национального парка «Красноярские Столбы» обучающиеся проведут наблюдения за состоянием лесообразующих пород, изучат действие насекомого (полиграф уссурийский) на пихту и в целом на биоценоз, соберут материал для своих исследовательских проектов.

В ходе рефлексии можно использовать приемы «Синквейн», который поможет ребятам определить отношение к наиболее запоминающимся моментам дня и «Чемодан, корзина, мясорубка», который выявит отношений ребят к полученной и самостоятельно добытой информации.

По окончании маршрута обучающиеся дорабатывают исследовательский проект и представляют его на научно-практической конференции, создают видеоролик «Лес – наше богатство», пишут посты для соцсетей. Собранный материал может быть использован на уроках географии и биологии.


Информационные ресурсы и методические материалы для работы на маршруте

Анучин Н.П. Лесное хозяйство и охрана природы. М.: Лесная промышленность, 1979.

Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Альпина ПРО, 2021.

Атрохин В.Г. Лесная хрестоматия. М.: Лесная промышленность, 1988.

Бобров Р.В. Экзамен на лесничего: Книга для учащихся ст. классов сред. шк. М.: Просвещение, 1990.

Грешневиков, А. Н. Экологический букварь. М., 1995.

Ерофеева Т.В., Кононова Г.А., Фадькин Г.Н. Таксация леса. Практикум. М.: Лань, 2022.

Левитман, М. Х. Экология – предмет: интересно или нет? Санкт-Петербург, 1998.

Молчанов А.А. Влияние леса на окружающую среду.  М.: Наука, 1973. 

Смирнов А.П., Смирнов А.А. Лесоведение. М., 2020.

Смольянинов И.И. Как и чем питается лес. М.: Лесная промышленность, 1978.

Официальный сайт национального парка «Красноярские столбы». URL:  https://kras-stolby.ru/

Правила посещения национального парка «Красноярские Столбы». URL: https://kras-stolby.ru/tourism/#rule

Скачать УМК маршрута