Познавательный маршрут «Сибирская ссылка Ильича»


Разработчики маршрута: МКОУ «Новоеловская СОШ», МБОУ «Емельяновская СОШ №1»
Автор(ы) маршрута: Бондаренко Наталья Валерьевна, заведующая школьным музеем МКОУ «Новоеловская СОШ»;
Лебедева Юлия Викторовна, учитель иностранного языка МБОУ «Емельяновская СОШ №1»;
Прищепа Светлана Викторовна, учитель истории МБОУ «Емельяновская СОШ № 1»

Название познавательного маршрута

«Сибирская ссылка Ильича»

Тема:  Сибирская ссылка В.И. Ленина. Шушенское.

Ключевые направления #Минусинск #Шушенское #Владимир_Ильич_Ленин  #сибирская_ссылка

Краткое описание маршрута

В ходе познавательного маршрута ребята направляются к месту ссылки В.И. Ленина в Шушенское. На пути перед ними открываются тайны его личной жизни, интересная информация из переписки и воспоминаний. Ребята узнают о личности Ленина, его научных трудах, о быте и жизни крестьян конца XIX и начала XX веков, об особенностях архитектуры сооружений того времени и исторических памятниках. Участники путешествия не только погружаются в исторические события, но и осваивают роли: сценарист, фоторепортер, монтажёр, гримёр и др. с целью создания видео продуктов, которые можно будет применить в дальнейшем на уроках в образовательных организациях.

Предполагаемая целевая аудитория

Обучающиеся 6-11 классов.

Маршрут может быть пройден классными коллективами, семьями, клубами, малыми группами.

Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий (нарушения зрения, слуха, интеллекта) в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором) при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки.

Доступ на второй этаж музеев для посетителей с нарушениями двигательных функций затруднён.

Обоснование познавательного маршрута:

- цель, задачи;

- образовательные результаты и воспитательные эффекты, в т.ч. результаты профориентации (при наличии данной целевой установки);

- интеграция в образовательные программы;

- формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов.

Цель – формирование представлений о социально-культурных условиях в России и Красноярском крае в XIX веке на примере биографии В.И. Ленина.

Задачи:

- познакомить с биографией В.И. Ленина и событиями, связанными с его сибирской ссылкой через экскурсии, беседы, документальные фильмы;

- изучить исторические объекты по пути следования и в местах проживания Ленина в ссылке;

- создать условия для реализации учащимися знаний, умений, навыков через выполнение проектной творческой работы: сбор фото и видеоматериалов для создания видео продуктов в виде познавательных роликов (учащиеся 6-8 классов), документальных фильмов (учащиеся 9-11 классов) по выбранным темам.

Образовательные результаты и воспитательные эффекты:

- знакомство с биографией В.И. Ленина и событиями, связанными с его сибирской ссылкой;

- изучение исторических объектов по пути следования и в местах проживания Ленина в ссылке;

- пробуждение интереса к посещению музеев; 

- формирование представления о жизни и быте крестьян в конце XIX – нач. ХХ века;

- формирование умения оценивать различные исторические данные;

- развитие навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками;

- воспитание уважения к своему народу, к культурному историческому наследию;

- формирование чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Данный маршрут интегрируется в следующие образовательные программы:

программы воспитательной работы, дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, социально-гуманитарная направленности), образовательные программы основного общего образования (история, обществознание, основы духовно-нравственной культуры народов России), программы внеурочной деятельности.

Возможные уровни познавательной/образовательной нагрузки: ознакомительный, просветительский; досуговый, углубленный в рамках изучения учебного предмета.

Формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов:

– экскурсия;

– беседа;

– квест;

- викторина;

– мастер-класс;

-  написание и публикация постов по ходу прохождения маршрута;

- чтение стихов советских поэтов о В.И. Ленине.                                

Ресурсы региона и района маршрута

Маршрут проходит в

г. Минусинск

пгт. Шушенское

Транспортная доступность.

В г. Минусинск можно добраться железнодорожным транспортом – до железнодорожного вокзала «Минусинск», авиатранспортом – до международного аэропорта Абакан имени В.Г. Тихонова и далее на маршрутках 104 и 120 до автовокзала г. Минусинск.

Площадь Ленина, г. Минусинск

Соборная площадь, г. Минусинск

Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова, г. Минусинск, ул. Мартьянова, 6

Мемориальный музей-квартира Г.М. Кржижановского и В.В. Старкова, г. Минусинск, ул. Октябрьская, 73

Памятник В.И. Ленину, г. Минусинск, Площадь Ленина

Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», пгт. Шушенское, ул. Новая, 1

На маршруте имеются пункты быстрого питания, кафе (наличный и безналичный расчет), туалеты. Мобильная связь устойчивая (МТС, Билайн, Мегафон, Теле2), Wi-Fi отсутствует.

Сезон и особые условия

Круглогодично. Ограничения по погодным условиям: зимой – температура воздуха ниже 20° мороза, снегопад, метель; летом и в межсезонье – ливень, гроза, туман.

Протяженность и продолжительность маршрута

115  километров.

9 часов (без учета дороги до Минусинска и обратно).

Нитка маршрута с инфраструктурными и природными объектами показа

г. Минусинск: историческая часть Минусинска (площадь Ленина, бывшая Базарная), Соборная площадь, Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова (ул. Мартьянова, 6), Мемориальный музей-квартира Г.М. Кржижановского и В.В. Старкова (ул. Октябрьская, 73), Памятник В.И. Ленину (площадь Ленина) – пгт. Шушенское: Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» (ул. Новая, 1) – г. Минусинск.

Дополнительные условия

- стоимость аренды 20-тиместного автобуса (12 часов) – 18000 руб.

- стоимость услуг Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова – https://музей-мартьянова.рф/price/

- стоимость услуг музея-заповедника «Шушенское» – https://shush.ru/services/

- питание (завтрак – кафе «Сытный дворик», г. Минусинск, ул. Тимирязева, 12А, обед – кафе «Новая деревня», пгт. «Шушенское, ул. Пушкина, 1, ужин – ланч-боксы из кафе «Сытный дворик»)


Карта маршрута

Краткое описание движения по маршруту















По данному маршруту нужно передвигаться на заказном автобусе (автомобиле).

Маршрут начинается на площади Ленина в г. Минусинске, исторические дома расположены по ее периметру. Далее доехать до Соборной площади, на которой располагается Спасский собор и исторические здания 19 века, в том числе краеведческий музей (ул. Мартьянова, 6). После экскурсии по музею двигаемся до Мемориального музея-квартиры Г.М. Кржижановского и В.В. Старкова (ул. Октябрьская, 73). Возвращаемся на площадь Ленина, чтобы рассмотреть уникальный памятник В.И. Ленину. Затем следует переезд в пгт. Шушенское по автодороге Р-257 до историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское», где сотрудники проводят по его территории квест «Дорогой Ильича». Возвращаемся в Минусинск по автодороге Р-257.

Образовательные мероприятия: вводное занятие, мероприятия на основных объектах показа, рефлексия

На вводном занятии необходимо порассуждать на социально значимые темы, обсудить свои взгляды о важности сохранения исторической памяти. На занятии учащиеся ставят личные и образовательные цели на путешествие.

На основных объектах показа проводятся следующие мероприятия:

- обзорная пешая экскурсия по Минусинску «Уездный город времен Ильича»;

- посещение читального зала Минусинского краеведческого музея, осмотр коллекции прижизненных изданий книг В.И. Ленина;

- экскурсия по экспозиции «Минусинск. Усадьба и быт населения уездного города ХIX- ХХ вв.» в мемориальном музее «Дом-квартира Г.М. Кржижановского и В.В. Старкова»;

- осмотр памятника В.И. Ленину в Минусинске;

- прохождение квеста «Дорогой Ильича» в музее-заповеднике «Шушенское»;

- мастер-класс по росписи гончарного изделия.

Рефлексия проводится в формате занятия. Важно, чтобы обучающиеся рассказали о том, что нового и интересного узнали в ходе познавательного маршрута. Было ли их первоначальное представление адекватно тому, что они узнали в процессе путешествия, и как оно изменилось. В качестве послесловия ребята пишут посты в социальной сети о том, как прошёл маршрут, оценивают свою работу, делятся впечатлениями, монтируют видеоролики.


Информационные ресурсы и методические материалы для работы на маршруте

  • Сайт Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова – https://музей-мартьянова.рф/

  • Заповедник Сибирская ссылка В.И. Ленина. п. Шушенское, Красноярский край. URL:  https://www.yandex.ru/video/preview/15305853245471321693.  

  • Ленин. Часть 3. В сибирской ссылке. Студия Диафильм, 1968. URL: https://www.yandex.ru/video/preview/14777607607863889468.

  • Пособие для учителя «Основы регионального развития», 10 класс.  Красноярск: Агентство образования администрации Красноярского края Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2006.

  • Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть III. Красноярск: ООО «ИПК «Платина», 2008.

  • Путешествие по Красноярскому краю. Исторический курс / авторы: Н. Сапожникова, Е. Лапетина и др. Красноярск: Поликолор, 2013.

  • Иллюстрированная биография В.И. Ульянова (Ленина) https://ульянов-ленин.рф/bio/lenin_03.php?ysclid=lpwbt15y3845289979

  • Сайт Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» – http://shush.ru/

  • Енисейская губерния. Страницы истории. Авторский проект С.Г. Комарицына к 200-летию основания Енисейской губернии. 7-я серия. Вожди в сибирской ссылке. URL: https://ya.ru/video/preview/1134730062855536218


Скачать УМК маршрута