Познавательный маршрут «Живая вода Красноярья»


Разработчик маршрута: КГБ ПОУ «Енисейский многопрофильный техникум»
Автор(ы) маршрута: Магер Галина Александровна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; Карташова Галина Витальевна, преподаватель информатики; Меркулова Елена Михайловна, преподаватель химии и биологии.

Название познавательного маршрута

«Живая вода Красноярья»

Тема: Водные ресурсы Красноярского края. Определение физических свойств воды, взятой в открытых водных источниках.

Ключевые направления

#Енисей #Красноярск #Дивногорск #родник

Краткое описание маршрута

Познавательный маршрут «Живая вода Красноярья» погружает в научно-исследовательскую деятельность и изучение водных объектов Красноярского края. Обучающиеся узнают, историю создания Красноярской гидроэлектростанции, образования города Дивногорска и Красноярского водохранилища, проведут отбор проб воды из различных источников и получат возможность поучаствовать в их лабораторном исследовании. 

Предполагаемая целевая аудитория

Обучающиеся 8-10 классов.

Маршрут может быть пройден классными коллективами, семьями, клубами, малыми группами.

Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий (нарушения зрения, слуха, интеллекта) в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютором) при отсутствии противопоказаний средней физической нагрузки; для детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) – при наличии слухового аппарата / сурдопереводчика. Доступ на некоторые объекты затруднен для посетителей с нарушениями двигательных функций.

Обоснование познавательного маршрута:

- цель, задачи;

- образовательные результаты и воспитательные эффекты, в т.ч. результаты профориентации (при наличии данной целевой установки);

- интеграция в образовательные программы;

- формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов.

Цель – изучение антропологического влияния человека на водные ресурсы на примере водных объектов Красноярского края. 

Задачи:

- ознакомиться с историей создания ключевых водных объектов Красноярского края;

- углубить знания и повысить мотивацию к изучению предметов: химия, биология, экология.

собрать пробы воды из различных источников Красноярского края и проанализировать химический и биологический состав проб воды;

- создать условия для реализации учащимися знаний, умений, навыков через выполнение проектно-исследовательской работы по выбранной теме в рамках общей темы, ведение блога и т.д.

Образовательные результаты и воспитательные эффекты:

- знакомство с историей создания ключевых водных объектов Красноярского края;

- актуализация знаний о значении водных ресурсов для жизнедеятельности человека, основных источниках загрязнения водных ресурсов, способах рационального использования и мерах по их охране;

- углубление знаний и повышение мотивации к изучению химии, биологии, экологии;

- развитие умения сбора проб воды из различных водных источников и проведения их анализа в лабораторных условиях;

- формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности;

- формирование экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды, а именно водных ресурсов;

- развитие навыков самоорганизации, взаимопомощи, командообразования;

- информирование о профессиях, связанных с водными объектами и ресурсами, реализация профессиональных проб;

- формирование чувства гордости за родной край и Россию в целом через изучение достижений гидроэлектростроения, ключевых водных объектов Красноярского края;

- формирование ответственной позиции к сохранению водных и других ресурсов страны.

Данный маршрут интегрируется в следующие образовательные программы:

программы воспитательной работы, дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, естественнонаучная направленности), образовательные программы основного общего образования (химия, биология, экология), программы внеурочной деятельности.

Возможные уровни познавательной/образовательной нагрузки: ознакомительный, просветительский; досуговый, углубленный в рамках изучения учебного предмета.

Формы деятельности для достижения образовательных результатов и воспитательных эффектов:

–экскурсия;

– беседа;

– викторина;

– взятие проб воды;

– проведение лабораторной работы;

– написание и публикация постов по ходу прохождения маршрута. 

Ресурсы региона и района маршрута

Маршрут проходит в

г. Красноярск

г. Дивногорск

Транспортная доступность.

В г. Красноярск можно добраться авиатранспортом – международный аэропорт Красноярск, железнодорожным транспортом – железнодорожный вокзал «Красноярск», автомобильным транспортом – по автодорогам Р-255, Р-257. Движение по Красноярску и Дивногорску – на заказном автобусе. 

Виноградовский мост, набережная Енисея, г. Красноярск

Бювет ручья Моховой, Национальный парк «Красноярские Столбы», восточный вход, ул. Базайская

Смотровая площадка «Торговый порт», г.о. Дивногорск, ул. Лиственка

Дивногорский городской музей, г. Дивногорск, ул. Комсомольская, 2

Набережная им. В.И Ленина, г. Дивногорск

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89

На маршруте имеются пункты быстрого питания, кафе (наличный и безналичный расчет), туалеты. Мобильная связь устойчивая (МТС, Билайн, Мегафон, Теле2), Wi-Fi отсутствует.

Сезон и особые условия

Круглогодично. Ограничения по погодным условиям: зимой – температура воздуха ниже 20° мороза, снегопад, метель; летом и в межсезонье – ливень, гроза, туман.

Протяженность и продолжительность маршрута

105 километров.

8 часов.

Нитка маршрута с инфраструктурными и природными объектами показа

г. Красноярск: набережная Енисея (район Виноградовского моста) – Национальный парк «Красноярские Столбы», восточный вход: бювет ручья Моховой – Дивногорск: смотровая площадка «Торговый порт», Дивногорский городской музей (ул. Комсомольская, 2), набережная им. В.И. Ленина – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89).

Дополнительные условия при прохождении маршрута

- стоимость аренды 20-тиместного автобуса (8 часов) – от 12 000 рублей.

- стоимость услуг Дивногорского городского музея  – https://divmuseum.ru/uslugi-

- питание (столовая «Фабрика-кухня», г. Дивногорск, ул. Бочкина, 36).

Карта маршрута

Краткое описание движения по маршруту





На данном маршруте предусмотрено передвижение на заказном автобусе (автомобиле) из Красноярска до Дивногорска и обратно, а также пешие передвижения по гг. Красноярск и Дивногорск.

На всех точках берутся пробы воды из открытых источников.

Маршрут начинается в Красноярске на набережной Енисея в районе Виноградовского моста, далее переезд до восточного входа в национальный парк «Красноярские Столбы» к бювету ручья Моховой (ул. Базайская). Следуем на автобусе к Красноярской ГЭС до смотровой площадки «Торговый порт» (г.о. Дивногорск, ул. Лиственка), затем в Дивногорский городской музей (ул. Комсомольская, 2). Далее пеший переход до набережной им. В.И. Ленина. Возвращаемся на автобусе в Красноярск, в Красноярский государственный педагогический институт им. В.П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89), где в лаборатории проводим анализ проб воды.

Образовательные мероприятия: вводное занятие, мероприятия на основных объектах показа, рефлексия

На вводном занятии в игровой форме проходит актуализация знаний по естественнонаучным предметам, дается установка на проектно-исследовательскую деятельность. Педагог знакомит с правилами забора проб воды. Ребята рассуждают на социально значимые темы о загрязнении гидросферы и путях решения данной проблемы, ставят цель на прохождение маршрута, распределяют роли в команде, начинают заполнение «Дневника исследовательской деятельности».

На основных объектах показа проводятся следующие мероприятия:

- взятие проб воды из естественных источников (Енисей, ручей Моховой);

- рассказ о единственном в Красноярском крае вантовом мосте – Виноградовском;

- беседа о истории появления национального парка «Красноярские Столбы», реке Базаиха, ручье Моховой;

- пешая экскурсия по набережной Дивногорска, знакомство с историей г. Дивногорска, Красноярской ГЭС и Красноярского водохранилища;

- экскурсия по экспозиции «История строительства Красноярской ГЭС» Дивногорского городского музея;

- практическое занятие по исследованию проб воды в лаборатории вуза.

Рефлексия проводится в формате урока с элементами тренинга. Обучающиеся заполняют «Дневник исследовательской деятельности», обсуждают, совпали ли ожидания от маршрута с результатом, заполняют анкету обратной связи, готовят посты для социальных сетей. Познавательный маршрут может стать источником идей для исследовательских или проектных работ.


Информационные ресурсы и методические материалы для работы на маршруте

ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством»;

ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора»;

СанПиН 42-121-4130-88 «Санитарные нормы предельно-допустимого содержания вредных веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового использования»;

Беляков А.А. Скорая гидротехническая помощь рекам Сибири // Энергия: экономика, техника, экология. 2018. № 12. С.51-55.;

Луцик В.И. Физико-химические методы анализа: Учебн. пособие. Тверь, 2008.;

Химия воды: Аналитическое обеспечение лабораторного практикума: учеб. пособие / под общ. ред. В.И. Аксенова. Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2014.;

Дивногорский городской музей. URL: https://divmuseum.ru/;

Музей красноярского водопровода. URL: https://www.kraskompas.ru/kultura/muzei/item/1321-muzej-krasnoyarskogo-vodoprovoda.html.

Скачать УМК маршрута