Итоги краевой очно-заочной школы «Новое краеведение»

Новости

13 мая 2022
|
Краеведение

Итоги краевой очно-заочной школы «Новое краеведение»

Итоги краевой очно-заочной школы «Новое краеведение»

С 2 по 6 мая г. Канске на территории базы отдыха «Салют» состоялась краевая очно-заочная школа «Новое краеведение», в которой приняли участие команды из шести территорий Красноярского края (город Боготол, а также Большеулуйский, Таймырский, Тасеевский, Дзержинский, Манский районы). Ребята совместно с педагогами из разных территорий Красноярского края по-новому взглянули на исследования в области краеведения.

 

Программа школы была рассчитана на развитие исследовательской позиции школьников Красноярского края на материале краеведения.

Вместе со школой «Новое краеведение» одновременно проходила школа «PROдвижение ТУРИЗМА», поэтому тренинг на знакомство – событие, которое не могли обойти стороной, ведь именно здесь участникам удалось поближе узнать друг друга и просто весело провести время. Это особенно важно, учитывая, что все участники работали вместе два с половиной дня, в одном пространстве. Две школы объединяет — тяга к изучению края, к изучению возможностей и потенциала края для того, чтобы уметь находить интересное для создания туристского маршрута, исследовательской работы. 

   

В первый день, второго мая, Глазунова Оксана Владимировна, заместитель руководителя Федерального ресурсного центра по направлению исследовательского краеведения, ведущий координатор Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «КраеФест», присоединилась к нам удаленно и дала участникам залог про исследование, актуальные подходы и современные площадки для обмена и представления опыта создания исследований. Оксана Владимировна отметила, что школа «Новое краеведение» по содержанию соответствует регламенту проведения регионального этапа Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «КраеФест».


Один из новых тактов, который ожидал ребят и вызвал много вопросов – формирование стены запросов. Это возможность апробации технологии «Open Space». Технология «Open Space» или «Открытое пространство» – это технология групповой работы, позволяющая разным людям в совместной работе эффективно находить механизмы для решения разнообразных заявленных проблем. Предложено было задуматься о том, что участники хотят узнать и свои запросы написать на стикеры, которые необходимо было приклеить на свободную стену в актовом зале. Любой участник имел возможность стать ведущим мастерской, обозначив тему, отвечающую запросам.

     

Завершился вечер знакомством с командами, где участники рассказали о своей территории и некоторых достопримечательностях своей малой родины.

Второй день был насыщенным на мероприятия. Вторник был посвящен исследованию. Кто такой исследователь, как найти тему для своего исследования? Какие различия предмета и объекта исследования? Как планировать реализацию исследования? На эти и другие вопросы, связанные с исследовательскими работами, ответила Кузьменко Александра Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории гуманитарного института СФУ. После этого участники разделились на треки для дальнейшей работы по написанию темы, объекта и предмета исследования, и плана реализации исследования (Трек — это направление, в рамках которого выполняются проекты и исследования). 

 

Не обошлось без лекции «Ресурсы и возможности края» от Пахитова Василия Андреевича, методиста КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения». На лекции ребята узнали о природных, культурных, возможностях своих территорий и территорий, с которых приехали другие участники. Как отмечали сами ребята, им это дало возможность посмотреть дальше и шире, и задуматься над следующими темами для своих исследовательских работ. 

Формирование стены запросов — такт первого дня — не остался незамеченным и во вторник уже появились темы на мастерские. Ребята находились в позициях, в которых необходимо было сделать выбор и понять для себя, что именно им интересно и хотелось бы узнать, научиться задавать себе вопрос – что мне интересно? И сделать выбор – на какую мастерскую я хочу сходить? По итогам запросов появились мастерские – про туризм, работу в команде, проектную деятельность, правила поведения в обществе, историю Красноярского края. Участники самостоятельно делали выбор, на какую мастерскую они хотят пойти. На мастерских получали ответы на свои запросы и помимо этого поделились опытом участия в различных конкурсах, проектах, рассказали о своем пути. Этот формат был апробирован впервые, но уже получил некоторый отклик от педагогов и ребят.

В этот же день у ребят прошел митап (Митап - короткая неформальная конференция, на которой обсуждают выбранную тему, делятся полученными знаниями и высказывают собственное отношение), на котором они смогли представить работу треков, рассказав о проделанной работе за день. Сложились первые темы исследования. Участники получили обратную связь и возможность доработать в своих треках предмет и объект исследования. 

Фотоквест использовался для создания возможности сплочения, коммуникации ребят, научиться искать, находить и фиксировать увиденное. Участники разделились на команды, капитану команду в мессенджер приходило задание, которое необходимо было разгадать всей команде и тем самым найти место или человека для того, чтобы сфотографировать. Фотографии участники отправляли также по мессенджеру. При прохождении фотоквеста ребята получили возможность проявить смекалку, креативность и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить положительные впечатления при выполнении различных заданий. По итогам фотоквеста появилась стена с фотографиями, сделанными командами.

         
         

Вечером ребят ждала Интеллектуальная игра. Вопросы были посвящены истории, культуре, географии, природе и экологии Красноярского края. Особенность заключалась в том, что вопрос состоял из пяти подсказок (фактов), и это позволяло ребятам не только отвечать на вопросы, но и узнавать интересные факты об известных личностях, местах и других достопримечательностях нашего края.

     

Среда была посвящена мультимедийному пространству. Специалисты, Казанцева Татьяна Максимовна и Чудакова Екатерина Александровна, рассказали об основных способах создания разных медиапродуктов, поделились лайфхаками по созданию видео, познакомили с новыми приложениями и основами работы с мобильными, компьютерными приложениями. Особенно актуально это звучало, потому что ребятам необходимо было представить наработанный материал на примере создания статьи Вконтакте. 

Вечером участников школы ждал киносалон, в обновленном варианте. Заранее были подготовлены отрезки из фильмов и короткометражные фильмы, которые были показаны участникам. Задача была – ответить на вопрос «Что было дальше?». Участники смогли проанализировать обозначенный сюжет, ситуацию и представить собственную версию дальнейших событий в фильме. Этот вариант киносалона выбран не случайно. Создание условий неопределённости – активизирует умение делать выбор. В данном случае, выбор из вариантов развития событий в фильме. По окончании киносалона у многих появилось желание посмотреть эти видеофильмы от начала до конца, чтобы ответить на вопрос «Что было дальше?».

Четверг был начат с важной темы - «Публичные выступления», где участники узнали про особенности оформления презентаций, выступления на публике, здесь и сейчас попробовали себя в роли выступающего, некоторым удалось сделать шаг навстречу своим страхам и попробовать выступить на публике. Любому выступающему необходимо уметь адаптироваться в любой сложившейся ситуации, в чем могут помочь находчивость и креативность. Именно поэтому следующей была лекция про креативность. Лекция, на которой ребятам удалось узнать про способы создания «нового», как находить и создавать идеи для своих работ, проектов, увидели креативные приемы на примере рекламы известных брендов.

В этот же день участники познакомились с темой «Устная история. Метод интервьюирования, анкетирования» для того, чтобы они могли усилить свои исследовательские работы. Рассмотрели важные особенности проведения интервью и анкетирования, на примерах разобрали, как правильно формулировать вопросы, какие они бывают, и обратили внимание на правила обработки собранного материала.

Затем ребята попробовали создать собственную анкету в GoogleФормах, относящуюся к теме их исследования, над которой они работали в треках. Любой желающий в течение определенного времени мог пройти данные анкеты, для этого участники делились ссылками на прохождение анкеты.

На итоговом митапе участники по трекам представили первичные результаты создания анкетирования и итоги проделанной работы.

   
 
 

Заключительной вечерней программой стала презентация видеороликов, которые участники готовили на протяжении всей Школы, о том как они провели пять дней на Школе и что им больше всего запомнилось. По окончании каждого видеоролика участники показали творческие номера, демонстрируя свои таланты, креативность и умение работать в команде.

       

В завершающий день, подведение итогов прошло по традиции в формате «открытого микрофон», где участники выходили поделиться своими впечатлениями, открытиями и достижениями!

Мы благодарим вас за участие! Новых открытий! До новых встреч!