Итоги краевой очно-заочной школы «Новое краеведение»

Новости

13 мая 2022

Итоги краевой очно-заочной школы «Новое краеведение»

Итоги краевой очно-заочной школы «Новое краеведение»

С 2 по 6 мая г. Канске на территории базы отдыха «Салют» состоялась краевая очно-заочная школа «Новое краеведение», в которой приняли участие команды из шести территорий Красноярского края (город Боготол, а также Большеулуйский, Таймырский, Тасеевский, Дзержинский, Манский районы). Ребята совместно с педагогами из разных территорий Красноярского края по-новому взглянули на исследования в области краеведения.

 

Программа школы была рассчитана на развитие исследовательской позиции школьников Красноярского края на материале краеведения.

Вместе со школой «Новое краеведение» одновременно проходила школа «PROдвижение ТУРИЗМА», поэтому тренинг на знакомство – событие, которое не могли обойти стороной, ведь именно здесь участникам удалось поближе узнать друг друга и просто весело провести время. Это особенно важно, учитывая, что все участники работали вместе два с половиной дня, в одном пространстве. Две школы объединяет — тяга к изучению края, к изучению возможностей и потенциала края для того, чтобы уметь находить интересное для создания туристского маршрута, исследовательской работы. 


   

В первый день, второго мая, состоялся запуск регионального этапа  Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «КраеФест». Экспертом краевой школы стала Глазунова Оксана Владимировна, заместитель руководителя Федерального ресурсного центра по направлению исследовательского краеведения, ведущий координатор Всероссийского фестиваля краеведческих объединений «КраеФест», которая выступила перед участниками с темой “Исследование, актуальные подходы и современные площадки для обмена и представления опыта создания исследований”.


Один из новых тактов, который ожидал ребят и вызвал много вопросов – формирование стены запросов. Это возможность апробации технологии «Open Space». Технология «Open Space» или «Открытое пространство» – это технология групповой работы, позволяющая разным людям в совместной работе эффективно находить механизмы для решения разнообразных заявленных проблем. Предложено было задуматься о том, что участники хотят узнать и свои запросы написать на стикеры, которые необходимо было приклеить на свободную стену в актовом зале. Любой участник имел возможность стать ведущим мастерской, обозначив тему, отвечающую запросам.

     

Завершился вечер знакомством с командами, где участники рассказали о своей территории и некоторых достопримечательностях своей малой родины.

Второй день был насыщенным на мероприятия. Вторник был посвящен исследованию. Кто такой исследователь, как найти тему для своего исследования? Какие различия предмета и объекта исследования? Как планировать реализацию исследования? На эти и другие вопросы, связанные с исследовательскими работами, ответила Кузьменко Александра Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории гуманитарного института СФУ. После этого участники разделились на треки для дальнейшей работы по написанию темы, объекта и предмета исследования, и плана реализации исследования (Трек — это направление, в рамках которого выполняются проекты и исследования). 

 

Не обошлось без лекции «Ресурсы и возможности края» от Пахитова Василия Андреевича, методиста КГБОУ ДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения». На лекции ребята узнали о природных, культурных, возможностях своих территорий и территорий, с которых приехали другие участники. Как отмечали сами ребята, им это дало возможность посмотреть дальше и шире, и задуматься над следующими темами для своих исследовательских работ. 

Формирование стены запросов — такт первого дня — не остался незамеченным и во вторник уже появились темы на мастерские. Ребята находились в позициях, в которых необходимо было сделать выбор и понять для себя, что именно им интересно и хотелось бы узнать, научиться задавать себе вопрос – что мне интересно? И сделать выбор – на какую мастерскую я хочу сходить? По итогам запросов появились мастерские – про туризм, работу в команде, проектную деятельность, правила поведения в обществе, историю Красноярского края. Участники самостоятельно делали выбор, на какую мастерскую они хотят пойти. На мастерских получали ответы на свои запросы и помимо этого поделились опытом участия в различных конкурсах, проектах, рассказали о своем пути. Этот формат был апробирован впервые, но уже получил некоторый отклик от педагогов и ребят.

В этот же день у ребят прошел митап (Митап - короткая неформальная конференция, на которой обсуждают выбранную тему, делятся полученными знаниями и высказывают собственное отношение), на котором они смогли представить работу треков, рассказав о проделанной работе за день. Сложились первые темы исследования. Участники получили обратную связь и возможность доработать в своих треках предмет и объект исследования. 

Фотоквест использовался для создания возможности сплочения, коммуникации ребят, научиться искать, находить и фиксировать увиденное. Участники разделились на команды, капитану команду в мессенджер приходило задание, которое необходимо было разгадать всей команде и тем самым найти место или человека для того, чтобы сфотографировать. Фотографии участники отправляли также по мессенджеру. При прохождении фотоквеста ребята получили возможность проявить смекалку, креативность и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить положительные впечатления при выполнении различных заданий. По итогам фотоквеста появилась стена с фотографиями, сделанными командами.

         
         

Вечером ребят ждала Интеллектуальная игра. Вопросы были посвящены истории, культуре, географии, природе и экологии Красноярского края. Особенность заключалась в том, что вопрос состоял из пяти подсказок (фактов), и это позволяло ребятам не только отвечать на вопросы, но и узнавать интересные факты об известных личностях, местах и других достопримечательностях нашего края.

     

Среда была посвящена мультимедийному пространству. Специалисты, Казанцева Татьяна Максимовна и Чудакова Екатерина Александровна, рассказали об основных способах создания разных медиапродуктов, поделились лайфхаками по созданию видео, познакомили с новыми приложениями и основами работы с мобильными, компьютерными приложениями. Особенно актуально это звучало, потому что ребятам необходимо было представить наработанный материал на примере создания статьи Вконтакте. 

Вечером участников школы ждал киносалон, в обновленном варианте. Заранее были подготовлены отрезки из фильмов и короткометражные фильмы, которые были показаны участникам. Задача была – ответить на вопрос «Что было дальше?». Участники смогли проанализировать обозначенный сюжет, ситуацию и представить собственную версию дальнейших событий в фильме. Этот вариант киносалона выбран не случайно. Создание условий неопределённости – активизирует умение делать выбор. В данном случае, выбор из вариантов развития событий в фильме. По окончании киносалона у многих появилось желание посмотреть эти видеофильмы от начала до конца, чтобы ответить на вопрос «Что было дальше?».

Четверг был начат с важной темы - «Публичные выступления», где участники узнали про особенности оформления презентаций, выступления на публике, здесь и сейчас попробовали себя в роли выступающего, некоторым удалось сделать шаг навстречу своим страхам и попробовать выступить на публике. Любому выступающему необходимо уметь адаптироваться в любой сложившейся ситуации, в чем могут помочь находчивость и креативность. Именно поэтому следующей была лекция про креативность. Лекция, на которой ребятам удалось узнать про способы создания «нового», как находить и создавать идеи для своих работ, проектов, увидели креативные приемы на примере рекламы известных брендов.

В этот же день участники познакомились с темой «Устная история. Метод интервьюирования, анкетирования» для того, чтобы они могли усилить свои исследовательские работы. Рассмотрели важные особенности проведения интервью и анкетирования, на примерах разобрали, как правильно формулировать вопросы, какие они бывают, и обратили внимание на правила обработки собранного материала.

Затем ребята попробовали создать собственную анкету в GoogleФормах, относящуюся к теме их исследования, над которой они работали в треках. Любой желающий в течение определенного времени мог пройти данные анкеты, для этого участники делились ссылками на прохождение анкеты.

На итоговом митапе участники по трекам представили первичные результаты создания анкетирования и итоги проделанной работы.

   
 
 

Заключительной вечерней программой стала презентация видеороликов, которые участники готовили на протяжении всей Школы, о том как они провели пять дней на Школе и что им больше всего запомнилось. По окончании каждого видеоролика участники показали творческие номера, демонстрируя свои таланты, креативность и умение работать в команде.

       

В завершающий день, подведение итогов прошло по традиции в формате «открытого микрофон», где участники выходили поделиться своими впечатлениями, открытиями и достижениями!

Мы благодарим вас за участие! Новых открытий! До новых встреч!